Помочь сейчас

Интервью со Снежаной Танцюра, специалистом по АФК

Интервью со Снежаной Танцюра, специалистом по АФК
Танцюра Снежана Юрьевна, доцент Центра компетенций по развитию и обучению специалистов по реабилитации, поддержке семьи и детства ИДПО.
«Самое важное – верить в своего ребенка».

Экспертами Фонда накоплен огромный практический опыт в реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с помощью адаптивной физической культуры. И уже 15 лет они делятся этим опытом со специалистами, работающими с детьми с особыми потребностями, а также с родителями детей с ОВЗ. Сегодня мы решили узнать, как программа вебинаров Фонда помогает таким специалистам, то что называется, «из первых рук».


Танцюра Снежана Юрьевна – доцент Центра компетенций по развитию и обучению специалистов по реабилитации, поддержке семьи и детства ИДПО «Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы»: «САМОЕ ВАЖНОЕ – ВЕРИТЬ В СВОЕГО РЕБЕНКА». Снежана Юрьевна, добрый день! Скажите пожалуйста, сколько лет вы уже работаете с детьми с ОВЗ и какая у вас специализация?

Добрый день, я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья уже более 20 лет. Начинала работать ещё когда училась в Ленинском педагогическом институте, во время стажировки, во время прохождения практики. Моя специальность – педагог-психолог, я работаю с детьми с нарушениями развития, вторая специальность – учитель-логопед.

Вы получили специальность в институте, а потом уже повышали квалификацию в других образовательных учреждениях, правильно?

Я училась на дефектологическом факультете. Перед этим я закончила педагогический колледж, где была специализация «Обучение и воспитание детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья». После окончания института как обычно бывает – молодой специалист приходит, ему кажется всё по плечу, и вдруг – к тебе в группу приходит совсем особенный ребенок, не только с речевыми нарушениями, но и, например, нарушениями эмоционально-волевой сферы, или опорно-двигательного аппарата. Тебе не хватает знаний, ты чувствуешь, что что-то не получается, даже на примере вхождения в контакт с таким ребенком, либо на примере каких-то практических знаний. Как усадить такого ребенка, как сформировать его учебные навыки, как с ним войти в социальное взаимодействие, и так далее. И тогда ты понимаешь, что необходимо учиться дальше. Я уверена, что специалисты должны все время учиться, повышать свою квалификацию, быть востребованными и использовать свои знания в работе не только с одной категорией детей, но и знать особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями, а также уметь работать с родителями. Работа с родителями очень важна, в ней заложено 80% успеха работы с особенными детьми. В общем, необходимо постоянно пополнять свою педагогическую «копилку». Важно применять в работе инновации, новые техники, важно уметь сотрудничать с различными параллельными структурами и организациями.

Что вы считаете самым трудным и что – самым радостным в вашей работе?

Ну, про трудности у каждого специалиста наверняка есть что-то своё, но если в общем – то трудности обычно поджидают на самом первом этапе. К тебе приходит ребенок, и перед тобой сразу несколько задач. Как с ним наладить контакт – один из превалирующих моментов в работе; как сделать так, чтобы он захотел к тебе вернуться, прийти на следующее занятие. Чтобы он был успешен, что тоже немаловажно. Ну и, конечно, поддерживать контакт не только с ребенком, но и с его родителями. Они должны поверить не только в свои силы, но и в силы своего ребенка. И вот моя задача – сделать так, чтобы они мне поверили, как специалисту. Проще говоря, нужно, чтобы мы с родителями стали партнерами в процессе работы с ребенком. Этого действительно сложно достичь, а без родителей в нашей работе никуда. Необходимо, чтобы они стали полноправными участниками процесса, чтобы подсказывали нам, ведь никто не знает своего ребенка так, как его папа и мама. Пусть показывают нам, специалистам, какие-то свои приёмы работы, потому что у каждого из них есть какой-то свой авторский подход. Это немаловажно. А мы, в свою очередь, не должны говорить: «Я всё знаю и умею, а вы смотрите и учитесь». Нужно всегда быть вместе, делать общее дело – это ключевое правило в работе.

Второй важный момент – вовлечение в процесс не только мам, но и пап, потому что сейчас в основном за процесс обучения отвечают мамы, бабушки, дедушки, няни… А нужна полноценная семейная работа, и не только в рамках каких-то тематических спортивных праздников, родительских собраний. Хочется, чтобы родители четко понимали, что ОВЗ у ребенка – это проблема, но у каждого ребенка есть свой личностный ресурс, есть свой реабилитационный потенциал, который нужно помочь развить, нужно поддержать, настроить ребенка на успех. И в дальнейшем уже не только вести своего ребенка за руку, но и уметь его отпускать.

Самое большое счастье – когда ребенок даёт тебе руку, улыбается, когда он тебе доверяет. Бывают такие моменты, когда ты ведёшь занятие, и вдруг появляются звуки, появляются слова – это замечательно. Счастье, когда ребенок желает видеть тебя все время, и когда родители уже тоже научились тебе доверять. Когда заканчивается урок, и ребенка торопят – пошли, у нас следующее занятие, а он хочет ещё немного с тобой побыть. То есть ты для него становишься авторитетом и другом. И родители видят это, видят успех своего ребенка. А успех этот важен не только для него, но и для семейных отношений в целом.

Как вы узнали о программе вебинаров БФ «Дом Роналда Макдоналда»?

С Фондом «Дом Роналда Макдоналда» я познакомилась на конференции 7 лет назад, у специалистов Фонда было очень интересное выступление. Наше сотрудничество продолжается до сих пор, мы держим постоянную профессиональную связь. К примеру, мы приглашаем специалистов Фонда в Институт Дополнительного Профессионального Образования в рамках проведения конференций, круглых столов, семинаров, физкультурно-оздоровительных программ, в рамках развития информационного поля родителей особенных детей, в рамках общения с региональными организациями, коррекционными школами.

О вебинарах я узнала от коллег из Фонда, которые пригласили меня посетить один из них. Мне очень понравилось, и я могу объяснить, почему. Во-первых – максимальная простота и грамотная организация доступа. Зарегистрировался и прошел по ссылке. Никаких сложностей. Напоминание приходит на почту, забыть не получится, это здорово. Во-вторых – для специалистов очень важна практика. Теорию мы можем подтянуть самостоятельно - что-то прочитать, запомнить. А вот показать специалисту практические упражнения на вебинарах – очень правильный подход. Демонстрация адаптированного материала, инвентаря и работы с ним, обращение к аудитории и обратная связь, обмен опытом между участниками, дифференциация нозологий у детей – всё это делает формат вебинаров максимально удобным. Это колоссальная польза. И когда мы порекомендовали цикл вебинаров представителям социальных и образовательных учреждений, причем не только в Москве – было очень интересно. Меня поразила эмоциональность наших коллег во время вебинаров. Люди были удивлены тому факту, что не обязательно покупать редкие виды инвентаря, можно использовать то, что есть у каждого дома или в школе, или где-то ещё.

Если говорить непосредственно о вебинарах: стало ли что-либо для вас «открытием», получилось ли узнать что-то совершенно новое во время прохождения курса?

Для меня главным и очень радостным открытием стало то, что во время этих вебинаров от общей эмоциональной атмосферы исходит такая сила, такая вера в самого ребенка, что после этих занятий ты в работе даёшь максимальную эффективность. И она проявляется не только в общей успешности ребенка, но и в частных моментах. Например, в развитии моторной сферы – общей моторики и мелкой моторики, в развитии координации движений, пространственной ориентировки. Мне, как логопеду, к примеру, важно, что у ребенка улучшается координация, ведь в рамках координационных упражнений есть ещё комментирование речи, использование и вызывание звуков.

Получается, что каждый специалист, посещая вебинар, найдёт для себя в занятии то, что нужно в работе именно ему. То есть к индивидуальному подходу к ребенку добавляется индивидуальный подход к специалистам. Гибкость таких вебинаров позволяет взять эту технику, скажем, в рамках развития движения, использовать эту технику на занятиях, индивидуальных или групповых. Например, на занятиях «Круг» - как можно познакомиться, например, друг с другом, со сверстниками, как можно наладить контакт с помощью самых простых предметов, например, мяча. Как правильно передать мяч, с какой стороны, как лучше его взять. Элементарный вариант – «захват», для ребенка с расстройством опорно-двигательного аппарата – какую руку лучше использовать, как правильно взять мяч, как передать его другому. Для ребенка с расстройством аутистического спектра – как можно заметить, что рядом с тобой стоит твой сверстник, на что важно обратить внимание, с какой стороны подойти к ребенку. То есть – очень тонко выстроенная методика, и главное, что она правильная, причем это не просто авторский подход, это доказано ещё и исследованиями.

Правильно ли я понял, что эта методика не является чем-то архисложным, что на вебинарах дают достаточно простые, но при этом абсолютно практичные, прикладные знания?

Ну, вы знаете, есть такая фраза: «Хочу много, хочу быстро, хочу сразу» - чтобы сразу всё раз – и по максимуму заработало? Нет, здесь такого не будет. Мы работаем прежде всего с людьми, с детьми. Мы понимаем их особенности, но с другой стороны, главный интерес этих занятий – практика. Есть очень хорошее выражение: «Чтобы понять – нужно ощутить, взять и посмотреть». И вот как раз эти три компонента, с которыми мы работаем, то есть накопление сенсорного опыта, как детьми, так и специалистами, помогает взаимодействовать. Взаимодействовать через движение, через развитие, через данный контент информации, который есть на вебинарах, который даётся специалисту. А специалист уже может варьировать различные методы. Очень важно, что предоставляются практические видеоматериалы. То есть это не просто вариант какой-то презентации, - это исследовательская работа, которая дает возможность увидеть, как она действует на ребенка. Мы всегда просим: покажите это на ребенке, для нас это очень важно, как вы можете доказать, что это работает? Важно это и для родителей, которые видят разные категории детей, обращают на это внимание и задумываются, потому что видеоролики – это, во-первых, колоссальный труд, а во-вторых – возможность увидеть что-то «с другой стороны».

Вопрос и в шутку и всерьез. Если перейти на язык ваших подопечных, большинство из которых наверняка обожают компьютерные игры – сколько процентов добавили к вашим знаниям и опыту вебинары Фонда? На сколько процентов вы «прокачали свои скиллы»?

Попробую ответить на этом же языке (смеется). Возьмем простой пример. Представим, что у меня дома много книг по обучению английскому языку. Я покупаю книги, они у меня лежат на столе, на полках, мне очень это приятно, но для того, чтобы достичь цели и выучить язык, я должна открыть книги, взять самое необходимое, уметь книги использовать в работе, и, конечно, заниматься. То есть если у меня есть много учебников дома – это не означает, что я автоматически заговорю на английском языке.

То же самое и здесь. Прослушав вебинар, я понимаю, нужно мне это или нет, как это будет работать. И когда я это использую уже применительно к той категории детей, с которыми работаю, выстраиваю систему работы – конечно, тогда я, как вы говорите, «прокачаю свои скиллы». Может быть, на 10%, может, на 20%, а может даже на 45% - смотря что я хочу показать и продемонстрировать. Вебинар – это одна из техник и технологий. А вот как будет работать эта технология, - это зависит не только от специалистов Фонда, которые ведут этот вебинар (они-то свою функцию исполнили), но и от того, как я буду использовать полученные знания. Специалисты Фонда – это новаторы, я бы даже сказала, это наши учителя. Для меня ситуация, когда у меня есть наставник, когда ты можешь поделиться своим опытом и перенять опыт коллег – это огромный плюс. Вот как ты будешь внедрять, как ты будешь использовать полученные знания – это уже зависит от самого специалиста. Если специалист заинтересован, то технология будет работать. Но опять же для того, чтобы понять, для чего тебе нужна эта технология, нужно, чтобы тебя грамотно о ней информировали и правильно преподнесли. Именно это делают на вебинарах сотрудники Фонда «Дом Роналда Макдоналда».

Ну и последний вопрос. Наш сайт и страницы в социальных сетях посещают родители особенных детей. Что бы вы хотели сказать им? Может быть, что-то пожелать?

Вы знаете, можно говорить разными красивыми словами, можно говорить разными постулатами, цитатами, афоризмами – всё это здорово… Я пожелаю, во-первых – не замыкаться. Это самое важное – не замыкаться в себе. Надо искать единомышленников, выходить на разные программы, которые тебе дают возможность не только помочь твоему ребенку, но ещё и развить самого себя. Увидеть что-то новое, что-то интересное. Нужно уметь общаться и взаимодействовать со специалистами. А самое важное – ВЕРИТЬ в ресурсы своего ребёнка. Когда родители поверят в ресурсы своего ребенка – для них начинается новая жизнь: «я верю в своего ребенка», «я верю в его возможности». То есть начинается восприятие собственного ребенка не с точки зрения его проблем, а с точки зрения того, что он МОЖЕТ. И очень важно помочь ему. Ведь помощь может быть разной. Это может быть поддержка, это может быть развитие у него самостоятельности. Не нужно замыкаться на каком-то одном возрасте – ранний, дошкольный, школьный… С возрастом проблемы не уходят, они тоже будут, они могут быть разными, не только в речи, не только в движении, психологическом или физиологическом развитии ребенка. Очень важно выстроить социальные взаимодействия в рамках инклюзивных программ, потому что это одна из основ. Ребенок должен уметь общаться не только со своим окружением, но он должен уметь общаться с другими сверстниками. И ещё очень важно для родителей уметь попросить помощи. Уметь попросить помощи, когда тяжело, когда нет сил – это нормальное состояние, и этого не нужно стесняться. Просто прийти в какое-либо социальное учреждение, рассказать о своем ребенке и попросить помощи. Пока этого не произойдет, - мы, специалисты, об этом и не узнаем. А после того, как узнаем – будем стараться сделать всё для того, чтобы родители стали нашими партнерами в работе с ребенком. И тогда мы сможем достичь одного из главных слагаемых успеха в работе с детьми. Я говорю о взаимном уважении между родителями и специалистами. Вместе мы сможем сделать гораздо больше, чем поодиночке.

Спасибо за интервью, Снежана Юрьевна! Желаем вам успехов в вашем благородном и нелегком труде!

Помочь ребенку
не разлучаться с мамой
во время лечения в больнице!
Ваше регулярное пожертвование
поможет ребенку не разлучаться
с мамой во время лечения в больнице
Ежемесячно
Разово
1500
1200
1000
500

Умножаем добро на два!

  1. Выберите любую сумму пожертвования или впишите свою
  2. Сделайте перевод по карте Visa — тогда компания Visa дополнительно отправит такую же сумму на счёт Фонда
Подробные правила акции